Цель урока:
Обучающая:
- Познакомить с правилом умножения многочленов.
- Разобрать алгоритм умножения многочленов.
- Проверки умений и навыков ранее изученного материала в стандартных и нестандартных условиях.
Воспитательная
- Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, ответственность друг за друга;
- Развивать у детей интерес к математике.
Развивающая
- Развитие логического мышления через операции аналогии, сопоставления и обобщения, поиск нового, развиите.
- Творческого отношения к предмету.
Создать условия для проверки умений и навыков ранее изученного материала в стандартных и нестандартных условиях. Организовать деятельность учащихся по формированию навыков умножения многочлена на многочлен;
Оборудование: сделать макеты домиков (отдельно: фундамент, стены, крышу, окна и двери), карточки с примерами.
Ход урока
1. Организационный момент (разделить детей на группы).
Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Это своего рода строительство дома. А наши знания - улицы таких домов. Чтоб дом стоял прочно, надо с умом выбрать для него место.
Когда – то в давние времена царь очень хотел построить замок в конкретном месте. Но стоило возвести стены, как замок по непонятной причине начинал разваливаться. Сначала думали, что в этом виновны архитекторы. Но, даже привезя архитектора из- за моря, царь не исправил положения. Он был просто в негодовании. К нему на приём стал проситься отец одного из строителей. Его пустили, потому что он обещал сказать причину крушения замка. Оказалось, что в том месте течёт маленький, почти незаметный ручеёк. Но когда приходит весна, ручеёк набирает сил и размывает фундамент замка. Замок начинает оседать и разваливаться прямо на глазах. Царь наградил старика и отпустил архитектора и рабочих. А замок построили на другом месте. С этого момента прежде, чем строить здание, специально подбирают землю для строительства.
Вот и у нас в обучении темы не перескакивают с места на место, а изучаются в строгом порядке. Изучение предметов вводится постепенно. Ещё в прошлом году у вас не было каких – то предметов, а в следующем появятся новые. А уж от чего зависит само строительство дома (знаний) мы разберём по ходу урока.
2. Блиц – опрос
Для начала надо приготовиться к строительству. Подготовить инструмент, которым будем пользоваться в течении всей стройки. Для нас это знания и умения, которые вы получили на предыдущих уроках. И так проверим эти знания. Проведём блиц- опрос.
1. Дайте определение одночлена.
2. Сформулируйте определение степени одночлена.
3. Дайте определение многочлена.
4. Сформулируйте правило умножения одночлена на многочлен.
3. Устная работа
Для любого здания в первую очередь нужен фундамент. Для нашего «дома» фундаментом является знания, которые получили на предыдущих уроках и умения их применять. Это умножение одночлена на многочлен.
Кто эту тему знает хорошо, у того следующая тема не вызовет затруднений. А значит, дом знаний будет стоять долго и прочно. А вот кто эту тему пропустил, не выучил, у того дом выйдет кособоким и неизвестно, сколько времени простоит. Для того чтобы проверить готовность фундамента, проведём тестирование.
Приведите одночлен к стандартному виду:
8х2 х; 9уу2у; 1,2авс* 5а; 2а10в2 (-1,5а3)
- Приведите подобные слагаемые.
а) 15а + 3в – 4а – в; б) 7,5х + у – 8,5х – 31,5у;
в) 10 х – 8ху – 3ху; г) 2ав – 7ав +7а2.
Итак провели подготовительную работу: (подвести итоги)
4. Теперь возводим стены, стены соединяют пол и крышу, старую тему с новой. Для того, чтобы возвести стены нашего дома, проведём следующую работу.
Математический тест.
Выполни умножение:
2х (х2 – 7х -3);
А. 2х2 +14х -6х; Б. 2х3 -14х2 -6х; В. 2х3 +14х2+ 6х;
2. Упрости выражение:
14у2 +2у (6 –2у);
А. 28у2 +12у; Б. 14у2 +12у -4у; В. 10у2 +12у.
3. Реши уравнение
3х(2х -1) - 6х(7+х) = 90;
А. -2; Б. 1; В. 2;
5. Объяснение нового материала.
Для крыши сначала нужны балки. Балки – это опора для всей крыши. И я, как прораб, буду класть балки, т. е. объясню вам новую тему. Потом будет каркас, который будете делать вы. Надо будет записать правило и на доске решить несколько примеров. А после уже будет выкладка основного материала. Это тоже будет вашей работой, но уже в группах. Будете решать и разбирать примеры.
Вопрос классу: Почему мы не можем ответить на вопрос в)?
(Ученик отвечает, что здесь прежде, чем ответить на вопрос надо умножить названные многочлены. А мы не знаем, как это сделать).
Перед выражение : (х – 2)(х + 5)
• Как бы вы начали его решать? (раскрываем скобки).
• Какое действие надо сделать, чтобы раскрыть скобки? (Умножить многочлены).
Значит, какова тема нашего урока? (Умножение многочленов).
Записываем тему на доске и в тетрадях.
• Какая цель нашего урока? Чему мы должны научиться сегодня?
(Ученик говорит, что мы должны научиться умножать многочлены).
Создание проблемной ситуации: Давайте рассмотрим левую часть названного выше уравнения: (х – 2)(х + 5).
• Как можно попробовать выполнить умножение, используя предыдущие знания и какие? (Дети предлагают использовать умение умножать одночлены).
• Какие множители имеем в этом произведении? (Многочлены).
• Что такое многочлен? (сумма одночленов).
• Ваши дальнейшие предложения? (Рассмотреть первый многочлен, как сумму двух одночленов, и выполнить умножение по алгоритму умножения одночлена на многочлен).
Предлагаю этому ученику выйти к доске и выполнить предложенное им, используя цветные мелки.
(х – 2)(х + 5) = х(х + 5) – 2(х + 5) = хх + х5 – 2х – 2 5
Сейчас давайте сравним данные исходных многочленов и полученные слагаемые, проанализируем и ответим на вопрос: Что по сути мы умножали? (одночлены данных многочленов).
• А, как? (Каждый одночлен первого многочлена на каждый одночлен второго).
• Сможете ли вы сейчас грамотно составить алгоритм умножения многочленов?
(Ученик пытается проговорить алгоритм).
Кто-нибудь может записать формулу: (а + в)(с + d) = ас + аd + вс + вd ).
А, теперь попробуйте дать словесное определение произведению многочленов. (Ребята пытаются самостоятельно дать определение и вместе выбираем самое грамотное).
Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.
7. Закрепление новой темы.
Итак мы видим что наш дом готов. Но его надо оформить, вставить окна и двери, сделать крыльцо. Может быть, как - то украсить. Это уже делается в новом доме, значит, с использованием новой темы.
- работа по учебнику.№ 678 стр. 125 у доски с комментированием
- самостоятельная работа с последующей проверкой. № 680 стр. 138.
8. Д/З выучить п. 29. №679, №681, №683 (б, г)
9. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Задания были: Лёгкие
Трудные
Мне под силу
Я не понял изученного материала
Как вы увидели на этом уроке, каждая новая тема – это здание, котороенужно строить капитально, на годы. Иначе все ваши новостройки черезнепродолжительное время рухнут и не оставят после себя и следа. А каждому человеку приятно жить в городе или селе, в котором все зданиякрасивы прочны. Всё зависит только от вас.
|