Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Презентация к докладу
Математика - один из наиболее трудных предметов в школе, требующий от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. А потому без применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики возможно реализовывать по трем основным направлениям:
-
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
-
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
-
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать поученные знания в повседневной жизни.
При построении уроков использую в работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберающей технологией:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока
Главная цель учителя - сформировать у ученика мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является: показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; проявлением и тренировкой познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности
- 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
- 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Типы функциональной организации двух полушарий мозга:
|
Особенности познавательных процессов
|
Предпочтительные каналы восприятия информации
|
левополушарные люди
|
словесно-логический стиль познавательных процессов
|
аудиальное
|
правополушарные люди
|
конкретно-образное мышление и воображение
|
визуальное
|
равнополушарные люди
|
отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
|
кинестетическое
|
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что показатель работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся учитываются при составлении расписания.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
Часть урока
|
Время
|
Нагрузка
|
Деятельность
|
1-й этап. Врабатывание
|
5 мин.
|
Относительно невелика
|
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
|
2-й этап.
Максимальная работоспособность
|
20-25
мин.
|
Максимальное снижение на 15-й мин.
|
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
|
3-й этап. Конечный порыв
|
10-15 мин.
|
Небольшое повышение работоспособности
|
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного
|
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности
|